«Педагогическое наблюдение – основа изучения личностных результатов ребенка»
Педагогическое наблюдение-это один из способов мониторинга результатов воспитания и социализации воспитанников.
Мониторинг личностного развития воспитанников - это средство профессионального самоанализа и самооценки педагогов, используемое для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности.
В детских домах педагогическое наблюдение за воспитанниками должно быть направленно не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Проблема изучения личностных результатов воспитанников в его основе лежит педагогическое наблюдение за их поведением и эмоционально-нравственным состоянием в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребёнка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам.
Педагогическое наблюдение-давно себя зарекомендовавший метод изучения личности ребёнка. Позволяет одновременно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка также позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам.
Между тем наблюдение обладает некоторыми преимуществами по сравнению с всевозможными анкетами, тестами, опросниками, которые сегодня столь распространены в массовой практике.
Во-первых, ребенок, развивается с гораздо большей интенсивностью, чем взрослые. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому сложно вести изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь здесь и сейчас, не отражающих в должной мере динамику личностного развития. В этом отношении метод наблюдения, дающий нам текущую и постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка, в большей мере отвечает особенностям развития воспитанников.
Во-вторых, работающий с детьми педагог — осуществляет включенное наблюдение и в отличие от опросников замечает кажущиеся незначительными факты, которые могут быть признаками важных внутренних процессов личности ребёнка.
В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации детьми вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии ребёнка.
Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта реальность предстает перед ним не только как объективно существующий предметный мир, но и как мир знаков, воспринимаемых им исходя из собственного субъективного опыта, собственных знаний, собственных ценностей. Так, для одних детей увиденный в лесу мусор — это знак того, что необходимо его убрать, а для других — прямой указатель на то, что рядом можно бросать свой собственный мусор. У одних экзамены вызывает, в котором они должны продемонстрировать свои знания, показать свой уровень подготовки, показать себя. У других же экзамен вызывает коннотации пытки, в которой (в целях скорейшего избавления) можно прибегнуть к жульничеству, к поиску правильных ответов через мобильник и интернет.
В этой связи педагогу важно уделять особое внимание наблюдению за поведением ребенка в различных ситуациях, которые побуждают его демонстрировать свою интерпретацию явлений окружающего мира, а следовательно, свои отношения к миру, к другим людям, к себе самому, побуждают его делать выбор.
В таких ситуациях выбора ребенок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать... В основе этого выбора лежат не соображения удобства, как это может показаться на первый взгляд, не ограничения или опасности. Глубинное основание выбора — это ценности, которые разделяет ребенок. Следовательно, наблюдение за поведением ребенка в сложных, неоднозначных ситуациях выбора может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент.
Некоторые из таких ситуаций блестяще описаны Н.Л. Селивановой.
Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши дети во время случающихся конфликтов — друг с другом, с воспитанниками других групп, с воспитателями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?
Ситуация новичка. Как встречают ребята вашей группы новенького? Заботятся ли о нем, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные проверки? Как вообще принимают другого человека?
Ситуация соотнесения. Как ведут себя ваши воспитанники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда им приходится сравнивать себя (свой класс) с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?
Ситуация успеха. Как переживают ваши воспитанники свои (своейгруппы) успехи и неудачи? В чем видят их причины? Умеют ли пройти испытание медными трубами?
Кроме ситуаций, перечисленных выше, важную роль в процессе педагогического наблюдения могут сыграть и другие подобные обстоятельства.
Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие организуемые педагогами или стихийно возникающие ситуации столкновения мнений позволят лучше увидеть своих воспитанников, понять их точку зрения по вызвавшей споры проблеме, их отношение к иным точкам зрения, к людям, их высказывающим.
Ситуация игры. Поведение ребенка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока. А значит, даже в игровом поведении воспитанников можно разглядеть их личности.
Дневник/карта педагогического наблюдения
Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно и специально создавать.
Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать специальную «Карту наблюдений» (Приложение).
Карта педагогических наблюдений - это таблица, состоящая из четырех колонок.
Колонка первая: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста воспитанников, которые педагог собирается наблюдать.
Колонка вторая: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы - своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за воспитанниками, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Колонка третья: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников.
Колонка четвертая: выводы. Колонка заполняется по итогам
двухлетнего цикла наблюдений. Это, в первую очередь, выводы о тех проблемах личностного роста школьников, над которыми предстоит работать в дальнейшем.
Пример дневника (карты) педагогического наблюдения.
Предмет наблюдения
|
На что важно обратить внимание
|
Необходимые
текущие заметки
|
Выводы
|
Знание воспитанниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение к своему Отечеству
|
Соответствуют ли те знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших воспитанниках, их возрасту?
Как понимается ими Отечество – это их родной дом, город, регион, страна?
Если ваши воспитанники испытывают чувство гордости за свое Отечество, каков именно предмет их гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?
Связывают ли ваши воспитанники то, что происходит с их страной, с тем, что происходит лично с ними, или им кажется, что здесь нет никакой связи?
|
|
|
Знание воспитанниками норм поведения человека на природе, отношение к природе
|
Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил?
Стараются ли они соблюдать эти правила?
Свойственно ли вашим воспитанникам чувство жалости к животным, птицам, насекомым, растениям?
|
|
|
Знание воспитанниками норм и традиций поведения человека в пространстве культуры, отношение к культуре
|
Какова культура речи ваших воспитанников?
Каково их отношение к мировому культурному наследию? Интересуются ли им, что о нем знают?
Ценят ли они искусство? Каким видам искусства отдают предпочтение?
Есть ли у ваших воспитанников чувство вкуса? Замечаете ли вы его в манере одеваться, говорить, двигаться, в прическе, макияже, внешнем виде вообще?
|
|
|
Знание воспитанниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение к знаниям
|
Любознательны ли ваши воспитанники?
Любят ли энциклопедии?
Читают ли они что-то сверх школьной программы? Любят ли читать?
Осваивают ли они новые информационные технологии получения знаний?
|
|
|
Знание воспитанниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение к труду
|
Трудолюбивы ли ваши воспитанники?
Как относятся к умственному и физическому труду? Не чураются ли физического труда?
|
|
|
Знание воспитанниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям
|
Каково отношение ваших воспитанников к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли?
Как они относятся друг к другу, дружелюбны ли, умеют ли они прощать обиды, помириться после драки или размолвки?
Как они относятся к нуждающимся? Свойственны ли вашим воспитанникам проявления милосердия?
|
|
|
Знание воспитанниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение к своему здоровью
|
Что знают ваши школьники о здоровье и здоровом образе жизни?
Любят ли они подвижные игры, физкультуру, спорт?
Как относятся к своему здоровью и здоровью окружающих?
Как относятся к вредным для здоровья привычкам? Считают ли их пороком?
Не считается ли в классе курение признаком взрослости?
Могут ли ваши воспитанники противостоять попыткам вовлечь их в употребление табака, алкоголя, наркотиков?
|
|
|
Знание воспитанниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение к себе, к своему внутреннему миру
|
Адекватна ли самооценка ваших школьников?
Оптимистичны ли они в отношении себя, верят ли они в себя, в свои силы?
|
|